о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для осуществления образовательной деятельности с обучающимися (воспитанниками), в том числе и с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в
МДОАУ №8 используются различные средства обучения и воспитания.
Согласно п.26.ст.2 ФЗ от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», к средствам обучения и воспитания относятся приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и
инвентарь, инструменты (в т.ч. музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно — коммуникативные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные
средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.
Объекты МДОАУ №8, предназначенные для проведения практических занятий с обучающимися (воспитанниками), а также для разнообразной совместной и самостоятельной деятельности детей обеспечены средствами обучения и воспитания:
— игровым и учебным оборудованием | — игрушками (сюжетные, дидактические, игрушки-забавы, музыкальные, театрализованные) — игровыми модулями («Кухня», «Парикмахерская», «Магазин» и др.) — оборудование для опытно-экспериментальной деятельности, дидактическим материалом (в том числе раздаточным материалом) |
— спортивным оборудованием и инвентарем | — спортивные тренажеры, спортивный инвентарь: мячи, скакалки, кегли, обручи, ленты, кольцебросы, скакалки и др. |
— учебно-наглядными пособиями | — плакаты, карты настенные, фотографии, дидактические картины, предметные картинки, календарь природы и пр. |
— музыкальными инструментами | — металлофоны, треугольники, трещотки, колокольчики и др. |
— техническими средствами обучения | — техническими устройствами (магнитофоны, телевизоры, проектор и др.) — дидактическими средствами обучения (носители информации): ⁻ звуковые: аудиозаписи музыкальных произведений, детские песни, аудиосказки ⁻ экранно-звуковые: мультфильмы, презентации и др. |
— печатными | — книги, энциклопедии и пр. |
Средства обучения для работы с детьми-инвалидами подбирается в соответствии с особенностями развития конкретного ребенка (с учетом перечня основных категорий жизнедеятельности и степени их ограничения (в соответствии с ИПРА ребенка).
Примерный перечень дидактического материала и оборудования для детей-инвалидов
Перечень ограничений основных категорий жизнедеятельности (в соответствии с ИПРА) |
Примерный перечень дидактического материала и оборудования |
способность к самообслуживанию | — алгоритмы последовательности одевания/раздевания на прогулку (это могут быть карточки, схемы, фото), — модуль для формирования навыков правильного обувания «Дружат — не дружат» (может быть мобильный в виде плотных карточек, или стационарный – прикреплен на полу в группе/раздевалке) — дидактические куклы с комплектом одежды по сезонам (в том числе бумажные плоскостные куклы), — картинки с изображением детей (на прогулке — в одежде по сезонам; выполняющих различные трудовые действия – поливают цветы, кормят птиц, моют куклу и т.д.; выполняющих гигиенические процедуры – умываются, чистят зубы и т.д.), — атрибуты для игрового упражнения «Чистим зубы» (зубная щетка и специальная многоразовая карточка), — алгоритм мытья рук (в том числе серия картинок «Что сначала, что потом»), — атрибуты для игр с куклой – полотенце, расческа, комплект постельного белья, набор посуды и др., — атрибуты на развитие мелкой моторики – застежки-липучки, шнуровки, застежки с пуговицами, тренажер «Непослушные застежки» и др. |
способность к передвижению | — спортивный инвентарь – мячи, ленты (шнуры), «кочки» (обручи малого диаметра), дуги для подлезания, — Су Джок массажер, массажные коврики — бизиборд, — атрибуты для подвижных игр (маски), — стол (ящик с крышкой) для игр с песком, водой и др |
способность к ориентации | — иллюстрации с изображением разных времен года, частей суток, — иллюстрации с изображением людей разного возраста (в том числе альбом с фотографиями ребенка в разном возрасте) и разного пола, — звуковые коробочки с разными наполнителями, — разрезные картинки, парные картинки, — атрибуты для игр «Далеко-близко», «Подберем куклам одежду», «Где мяч?» и др. |
способность к общению | — куклы перчаточные, пальчиковые, — детские музыкальные инструменты и/или шумовые инструменты (шумовые коробочки с разными наполнителями), — иллюстрации с изображением разных эмоциональных состояний, — сюжетные картинки и др. |
способность к обучению |
— дидактические игры различного содержания (в том числе интерактивные дидактические игры), — блоки Дьенеша, — детская познавательная литература, — атрибуты для продуктивной творческой деятельности (цветные карандаши, краски, пластилин и др.), — различные виды конструкторов, — наглядный материал (плакаты, картинки) и др. |
способность к трудовой деятельности |
— картинки с изображением людей, выполняющих разные трудовые действия (повар варит, врач осматривает пациента, водитель едет на машине и т.д.) — атрибуты для организации дежурства – фартуки, колпаки, тряпочки и т.д., — алгоритмы выполнения трудовых поручений (последовательность действий при накрывании на стол, при уходе за комнатными растениями и др.) |
способность к контролю за своим поведением |
— куклы перчаточные, пальчиковые, — стол (ящик с крышкой) для игр с песком/водой, — иллюстрации с изображением разных эмоциональных состояний, сюжетные картинки (по принципу «хорошо»-«плохо»), — наглядный и познавательный материал «Азбука безопасности» (по направлениям: природа и безопасность, безопасность в помещении, безопасность в общении, безопасность на улице), — оборудование для психолого-педагогической разгрузки: коврик злости, подушка-«плакушка», коробка «Примирения» и др. |
При использовании различных средств обучения педагоги учитывают следующие требования:
— учет возрастных и психологических особенностей детей;
— гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
— учет дидактических целей;
— приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Выбор средств обучения зависит от:
— возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
— типа и структуры занятия;
— количества детей;
— интереса детей;
— конкретных образовательных задач;
— особенностей личности педагога, его квалификации.
Мы работаем:
с 7:00 до 19:00, выходной: суббота, воскресенье, праздничные дни.