Кабинет педагога-психолога, учителя-логопеда и учителя-дефектолога
Специализированный кабинет педагога-психолога, учителя-дефектолога и учителя-логопеда представляет собой одно из звеньев единой социальной помощи семье и детям. Он предназначен для оказания своевременной квалифицированной консультативно-методической, психологической и психокоррекционной помощи детям, их родителям и педагогам дошкольного образовательного учреждения по вопросам развития, обучения и воспитания, а также социально-психологической адаптации. Кабинет создан на базе стандартной рабочей комнаты (площадь 14 м2) на основе новых форм организации пространства в связи с его функциональным назначением.
Цели и задачи.
В образовательных учреждениях, где дети проводят большую часть времени, остро стоит вопрос о необходимости создания специальных условий для оказания дефектологической и психологической помощи. И в первую очередь это – организация рабочего места психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, которое является частью развивающей предметной среды в дошкольном образовательном учреждении.
Кабинет является рабочим местом педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, который создает рациональные условия для реализации основных направлений деятельности службы практической психологии образования и коррекционной сопровождения и способствует ее успешности. Это достаточно сложное звено всей системы работы педагога-психолога и учителя -дефектолога тесно связанное со всеми структурами образовательного учреждения.
Кабинет практического психолога, учителя-дефектолога и учителя-логопеда его организация и оснащение имеют немаловажное значение в повышении эффективности психологической службы. Именно от грамотно оснащенного рабочего места психолога и учителя-дефектолога во многом зависит, насколько оперативно и профессионально будет оказана психологическая и коррекционная помощь.
Основными задачами специально оборудованного и оснащенного кабинета педагога-психолога, учителя-логопеда и учителя-дефектолога являются:
- Содействие реализации поставленных профессиональных целей и задач педагога-психолога, учителя-логопеда и учителя-дефектолога ;
- Создание предпосылки для творческого применения наиболее эффективных методов и приемов работы педагога-психолога, учителя-логопеда и учителя-дефектолога;
- Обеспечение позитивного настроя на взаимодействие с педагогом-психологом , учителем-логопедом, а также учителем-дефектологом при консультировании всех субъектов образовательного пространства;
- Повышение эффективности просветительской, диагностической и коррекционно-развивающей работы;
- Предоставление широких возможностей для организации профилактических мероприятий, направленных на снятие психоэмоционального напряжения у детей и взрослых.
Кабинет педагога-психолога, учителя-логопеда и учителя-дефектолога— специфическое помещение, основной целью которого является оказание психологической и коррекционно-развивающей помощи субъектам образовательного процесса. С другой стороны, он является частью развивающей предметной среды, элементом микропространства, подчиняющегося важным закономерностям эргономики развивающей детской деятельности. Данное помещение отвечает критериям функционального комфорта. Выполнение задач эффективного функционирования кабинета педагога- психолога, учителя-дефектолога является возможным за счет соблюдения следующих условий:
- Территориальная изоляция кабинета
- Разделение пространства кабинета на функциональные секторы: рабочее место, зона индивидуального приема, зоны для индивидуальных и групповых занятий (на 4-8 человек). Данный кабинет является своеобразным полем взаимодействия психолога, учителя-дефектолога с детьми разного возраста, их родителями и воспитателями, в центре которого сосредоточены, прежде всего, интересы ребенка.
- В помещении соблюдены современные нормы температурного, светового и цветового режима.
Краткое описание кабинета: данные о площади и размещении кабинета, количестве рабочих мест, предельной наполняемости кабинета, предназначении кабинета (для каких целей используется).
Структура кабинета.
С учетом задач работы педагога-психолога кабинет территориально включает несколько секторов каждая из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение.
-
- Рабочее место педагога-психолога:
- письменный стол;
- стул;
- ноутбук;
- документация,
- методики,
- программы,
- картотеки,
- архив,
- библиотека справочно-методической литературы и периодических изданий.
- Сектор индивидуального приема педагога-психолога:
Сектор консультативного пространства оснащен журнальным столиком и удобным диваном. Когда приходят родители, им предлагается выбрать наиболее удобное и комфортное для них место. В наличии имеется вспомогательный материал: картотека по вопросам консультирования родителей и педагогов по проблемам возрастного развития детей, особенностей их поведения, познавательного и эмоционально-личностного развития дошкольников, вопросам школьной готовности. Здесь же они могут взять визитки с адресом психологического центра, посмотреть тематические буклеты.
- Сектор групповой работы с детьми:
- столы;
- стулья;
- ковер;
- доска магнитная.
- Сектор индивидуальной работы с детьми:
- стол;
- стулья;
- Коврограф «Ларчик»;
- световой стол для рисования песком.
- деревянный ящик с песком для песочной терапии.
Эта часть кабинета предназначена для проведения обследований (в индивидуальной или групповой форме), а также образовательной деятельности учителя-дефектолога с детьми. Здесь нет лишних предметов, ярких деталей интерьера, которые могут отвлекать внимание детей, мешать им сосредоточиться на предлагаемых заданиях.
Все необходимые психологу и учителю-дефектологу материалы для работы, систематизированы и удобно размещены в специальных шкафах, так чтобы ими было удобно воспользоваться.
- Сектор развития эмоциональной сферы (педагог-психолог):
- стол;
- стулья;
- зеркало;
- фотографии базовых эмоций;
- пальчиковый театр.
- Сектор игрового пространства:
- ковер;
- столы;
- стулья;
- пирамидки, матрешки, игры-шнуровки, дидактические игры, игрушки с наполнителем, кубики, конструктор, наборы для творчества.
Игрушки и материалы предоставляют ребенку широкие возможности в выборе средств экспрессии: игровые предметы с фиксированной функцией, игрушки и материалы для изобразительной и конструктивной деятельности ребенка, сюжетные игрушки. Игрушки расположены в строго отведенных для них местах (на дидактических столах), поэтому ребенок всегда может достать интересующую игрушку, а постоянство ее места внушает ребенку мысль о стабильности и безопасности окружающего мира.
- Сектор релаксации и снятия психо-эмоционального напряжения:
- Детский игровой модуль «Сухой бассейн»;
- «Центр для игр с песком и водой».
Сектор оснащён переносным развивающим оборудованием для снятия эмоционального напряжения и проведения упражнений на релаксацию с детьми: Детский игровой модуль «Сухой бассейн», «Центр для игр с песком и водой» ( емкость с водой, емкость с песком, емкость с природными материалами и мелкими игрушками, игрушки для игр с песком и водой ( лопатки, грабли, формочки, ведерки), набор CD-дисков, мягкий диван, большие мягкие игрушки.
Занятия с песком и водой способствуют снятию стресса, снижению уровня нервно- психического напряжения, развивает мелкую моторику, формируют графические навыки. Здесь с помощью мелких игрушек дети выстраивают свой мир. Игры с водой « Что тонет, что плавает», «Найди игрушку», « Волны на воде».
Уголок релаксации и снятия эмоционального напряжения предполагает создание расслабляющей, успокаивающей обстановки. Сухой бассейн — излюбленное место детей. Пластиковые мягкие шарики в нем принимают форму тела, можно полностью закопаться в толстый слой шариков. При этом проигрываются аудиофрагменты с шумом моря, особая атмосфера. « морская музыка» не только способствуют эмоциональной релаксации, но и снимают мышечное напряжение
- Документация кабинета
С учетом задач работы педагога-психолога и учителя-дефектолога в кабинете ведется следующая документация:- Перспективный план работы педагога-психолога на учебный год;
- График работы;
- Психологические и психолого-педагогические карты воспитанников;
- Журнал учета видов работ;
- Аналитический и статистический отчеты о проделанной работе.
- Материально-техническое оснащение кабинета.
Перечень основного оборудования: предметов мебели, дополнительных средств дизайна.
- Рабочее место педагога-психолога:
Предметы мебели
№ п/п | Наименование мебели | Кол-во |
1 | Стол педагога-психолога | 1 |
2 | Стол компьютерный | 1 |
3 | Стулья мягкие | 2 |
4 | Стол детский | 3 |
5 | Стул детский | 8 |
6 | Стол дидактический | 2 |
7 | Шкаф для методического материала и игрушек | 1 |
8 | Шкаф для документации и методического материала | 1 |
9 | Ковер прямоугольный | 1 |
10 | Диван мягкий | 1 |
Технические средства
№ п/п | Наименование технических средств | Кол-во |
1 | Ноутбук «DNS» | 1 |
2 | СД- проигрыватель | 1 |
3 | Световой стол для рисования песком | 1 |
4 | Интерактивная доска «Умный мел» | 1 |
5 | DVD -проигрыватель | 1 |
6 | Интерактивный комплекс «Умный мел» | 1 |
Дополнительные средства дизайна
№ п/п | Наименование дополнительных средств дизайна | Кол-во |
1 | Магнитная доска | 1 |
2 | Цветы в горшках | 2 |
3 | Мольберт | 1 |
4 | Прозрачный мольберт | 1 |
Перечень оборудования для коррекционной работы учителя-дефектолога:
Пособия для обследования интеллекта.
Дидактические пособия:
Пособия для обследования:
Дидактические игры для развития памяти, внимания, мыслительной деятельности:
- Лото с шариками.
- Пирамидки из 4-8 колец, «почтовые» ящики.
- Кубики разного цвета и размера, счетный материал в пределах 10 (палочки, грибочки)
- Разрезные картинки разной конфигурации
- Набор матрешек, геометрических форм и предметов.
- Лото « живое – неживое», «бывает – не бывает».
- Игра «Найди отличия» (наборы картинок: самолет – птица, кукла – девочка).
- Наборы карточек на обобщающие темы.
- Наборы предметов, отличающиеся одним или несколькими признаками (цвет, форма, величина).
- Набор загадок в форме описания предметов, набор загадок с пропущенным словом.
- Набор сюжетных картинок, отличающихся одним или несколькими персонажами.
- Наборы картинок «четвертый лишний».
- Игра «Необычные цветы» (обобщение и классификация)
- Игра «Подбери и назови» (парные картинки)
- Игра «Узнай и назови» (словарный запас и обобщение)
- Игра «Детское лото» (обогащение словаря)
- Игра «Найди такую же» (парные картинки)
- Игра «Собери бусы» (соблюдение последовательности)
- Игра «Времена года»
- Игра «Назови общим словом» (обобщение)
- Игра-лото «Назови» (словарный запас)
- Игра «Игры с азбукой» (знакомство с буквами)
- Игра «Наши игры» (словарный запас)
- Игра «Подбери картинку» (словарный запас)
- Игра «Умные клеточки» (внимание)
Пособия для коррекционной работы:
- Развитие связной речи:
наборы сюжетных картинок и серии сюжетных картинок для составления рассказов разной сложности,
тексты для пересказа, тексты для составления рассказов);
- Развитие лексики (папки по лексическим темам);
Набор предметных картинок по разделу: «Ознакомление с окружающим миром»:
— обувь, одежда;
— посуда, игрушки;
— домашние птицы, зимующие и перелетные птицы;
— домашние животные, дикие животные наших лесов;
— овощи, фрукты;
— растительный мир: деревья, цветы;
— насекомые;
— профессии,
— транспорт;
— времена года;
— части тела человека;
— мебель;
— дом и его части.
Дидактический материал по формированию связной речи:
— сюжетные картины
— серии сюжетных картин
— тематические картины
— магнитное полотно.
Дидактический материал для развития мелкой моторики:
- пирамидки (3-6 составные)
- матрешки
- короб с цветными шарами
- блоки Дьенеша
- абак с шарами
- абак с кубиками
- шнуровки (фрукты, цифры, грибы, торт)
- шнуровки («Игры в кармашке»)
- деревянные паззлы
- Рамки Монтессори
- Доски Сегена
- строительный материал (деревянный)
- строительный материал (пластмассовый)
- фрукты (разрезные, деревянные)
- игры-головоломки («змейки» с геометрическими фигурами)
- магнитная мозаика
- доски-вкладыши с геометрическими фигурами
- доски-вкладыши (животные, елочка, континенты)
- орнаменты
- кубики с картинками
- кубики с геометрическими вкладышами
- волшебная раскраска (рисование водой)
- почтовый ящик
- мозаика
Мы работаем:
с 7:00 до 19:00, выходной: суббота, воскресенье, праздничные дни.