Специализированный кабинет педагога-психолога, учителя-дефектолога и учителя-логопеда представляет собой одно из звеньев единой социальной  помощи семье и детям. Он предназначен для оказания своевременной квалифицированной консультативно-методической, психологической и психокоррекционной помощи детям, их родителям и педагогам дошкольного образовательного учреждения по вопросам развития, обучения и воспитания, а также социально-психологической адаптации. Кабинет создан на базе стандартной рабочей комнаты (площадь 14 м2) на основе новых форм организации пространства в связи с его функциональным назначением.

Цели и задачи.

В образовательных учреждениях, где дети проводят большую часть времени, остро стоит вопрос о необходимости создания специальных условий для оказания дефектологической и психологической помощи. И в первую очередь это – организация рабочего места психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, которое является частью развивающей предметной среды в дошкольном образовательном учреждении.

Кабинет является рабочим местом педагога-психолога, учителя-дефектолога,  учителя-логопеда, который создает рациональные условия для реализации основных направлений деятельности службы практической психологии образования и коррекционной  сопровождения и способствует ее успешности. Это достаточно сложное звено всей системы работы педагога-психолога и учителя -дефектолога тесно связанное со всеми структурами образовательного учреждения.

Кабинет практического психолога,  учителя-дефектолога и учителя-логопеда его организация и оснащение имеют немаловажное значение в повышении эффективности психологической службы. Именно от грамотно оснащенного рабочего места психолога  и учителя-дефектолога во многом зависит, насколько оперативно и профессионально будет оказана психологическая и коррекционная помощь.

Основными задачами специально оборудованного и оснащенного кабинета педагога-психолога, учителя-логопеда  и учителя-дефектолога являются:

  • Содействие реализации поставленных профессиональных целей и задач педагога-психолога, учителя-логопеда и учителя-дефектолога ;
  • Создание предпосылки для творческого применения наиболее эффективных методов и приемов работы педагога-психолога, учителя-логопеда и учителя-дефектолога;
  • Обеспечение позитивного настроя на взаимодействие с педагогом-психологом ,  учителем-логопедом, а также учителем-дефектологом при консультировании всех субъектов образовательного пространства;
  • Повышение эффективности просветительской, диагностической и коррекционно-развивающей работы;
  • Предоставление широких возможностей для организации профилактических мероприятий, направленных на снятие психоэмоционального напряжения у детей и взрослых.

Кабинет педагога-психолога, учителя-логопеда и учителя-дефектолога— специфическое помещение, основной целью которого является оказание психологической   и коррекционно-развивающей помощи субъектам образовательного процесса. С другой стороны, он является  частью развивающей предметной среды, элементом микропространства,  подчиняющегося важным закономерностям эргономики развивающей детской деятельности. Данное помещение отвечает  критериям функционального комфорта.  Выполнение задач эффективного   функционирования кабинета педагога-   психолога, учителя-дефектолога является возможным за счет соблюдения следующих условий:

  1. Территориальная изоляция кабинета
  2. Разделение пространства кабинета на функциональные секторы: рабочее место, зона индивидуального приема, зоны для индивидуальных и групповых занятий (на 4-8 человек). Данный кабинет является своеобразным полем взаимодействия психолога, учителя-дефектолога с детьми разного возраста, их родителями и воспитателями, в центре которого сосредоточены, прежде всего, интересы ребенка.
  3. В помещении соблюдены современные нормы температурного, светового и цветового режима.

Краткое описание кабинета: данные о площади и размещении кабинета,   количестве рабочих мест, предельной   наполняемости кабинета, предназначении  кабинета (для каких целей используется).
Структура кабинета.

С учетом задач работы педагога-психолога кабинет территориально включает несколько секторов  каждая из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение.

    1. Рабочее место педагога-психолога:
      • письменный стол;
      • стул;
      • ноутбук;
      • документация,
      • методики,
      • программы,
      • картотеки,
      • архив,
      • библиотека справочно-методической литературы и периодических изданий.

    2. Сектор индивидуального приема педагога-психолога:
      Сектор консультативного пространства оснащен журнальным столиком и удобным диваном. Когда приходят родители, им предлагается выбрать наиболее удобное и комфортное для них место. В наличии имеется вспомогательный материал: картотека по вопросам консультирования родителей и педагогов по проблемам возрастного развития детей, особенностей их поведения, познавательного и эмоционально-личностного развития дошкольников, вопросам школьной готовности. Здесь же они могут взять визитки с адресом психологического центра, посмотреть тематические буклеты.
    3. Сектор групповой работы с детьми:
      • столы;
      • стулья;
      • ковер;
      • доска магнитная.

       

    4. Сектор индивидуальной работы с детьми:
      • стол;
      • стулья;
      • Коврограф «Ларчик»;
      • световой стол для рисования песком.
      • деревянный ящик с песком для песочной терапии.

      Эта часть кабинета предназначена для проведения обследований (в индивидуальной или групповой форме), а также образовательной деятельности учителя-дефектолога с детьми. Здесь нет лишних предметов, ярких деталей интерьера, которые могут отвлекать внимание детей, мешать им сосредоточиться на предлагаемых заданиях.
      Все необходимые психологу и учителю-дефектологу материалы для работы, систематизированы и удобно размещены в специальных шкафах, так чтобы ими было удобно воспользоваться.

    5. Сектор развития эмоциональной сферы (педагог-психолог):
      • стол;
      • стулья;
      • зеркало;
      • фотографии базовых эмоций;
      • пальчиковый театр.

    6. Сектор игрового пространства:
      • ковер;
      • столы;
      • стулья;
      • пирамидки, матрешки, игры-шнуровки,  дидактические игры,  игрушки с наполнителем, кубики, конструктор,  наборы для творчества.

      Игрушки и материалы предоставляют ребенку широкие возможности в выборе средств экспрессии: игровые предметы с фиксированной функцией, игрушки и материалы для изобразительной и конструктивной деятельности ребенка, сюжетные игрушки. Игрушки расположены в строго отведенных для них местах (на дидактических столах), поэтому ребенок всегда может достать интересующую игрушку, а постоянство ее места внушает ребенку мысль о стабильности и безопасности окружающего мира.

    7. Сектор релаксации и снятия психо-эмоционального напряжения:
      • Детский игровой модуль «Сухой бассейн»;
      • «Центр для игр с песком и водой».

      Сектор оснащён переносным развивающим оборудованием для снятия эмоционального напряжения и проведения упражнений на релаксацию с детьми: Детский игровой  модуль «Сухой бассейн», «Центр для игр с песком и водой» ( емкость с водой, емкость с песком, емкость с природными материалами и мелкими игрушками, игрушки для игр с песком и водой ( лопатки, грабли, формочки, ведерки),  набор CD-дисков, мягкий диван, большие мягкие игрушки.

      Занятия с песком и водой способствуют снятию стресса, снижению уровня нервно- психического напряжения, развивает мелкую моторику, формируют графические навыки. Здесь с помощью мелких игрушек дети выстраивают свой мир. Игры с водой « Что тонет, что плавает», «Найди игрушку», « Волны на воде».

      Уголок релаксации и снятия эмоционального напряжения предполагает создание расслабляющей, успокаивающей обстановки. Сухой бассейн — излюбленное место детей. Пластиковые мягкие шарики в нем принимают форму тела, можно полностью закопаться в толстый слой шариков. При этом проигрываются аудиофрагменты с шумом моря, особая атмосфера. « морская музыка» не только способствуют эмоциональной релаксации, но и снимают мышечное  напряжение

    8. Документация кабинета
      С учетом задач работы педагога-психолога и учителя-дефектолога в кабинете ведется следующая документация:

      • Перспективный план работы педагога-психолога на учебный год;
      • График работы;
      • Психологические  и психолого-педагогические карты воспитанников;
      • Журнал учета видов работ;
      • Аналитический и статистический отчеты о проделанной работе.
    9. Материально-техническое оснащение кабинета.
      Перечень основного оборудования: предметов мебели,  дополнительных средств дизайна.

Предметы мебели

№ п/п                    Наименование мебели Кол-во
1 Стол педагога-психолога 1
2 Стол компьютерный 1
3 Стулья мягкие 2
4 Стол детский 3
5 Стул детский 8
6 Стол дидактический 2
7 Шкаф для методического материала и игрушек 1
8 Шкаф для документации и методического материала 1
9 Ковер прямоугольный 1
10 Диван мягкий 1

Технические средства

№ п/п                    Наименование технических средств Кол-во
1 Ноутбук «DNS» 1
2 СД- проигрыватель 1
3 Световой стол для рисования песком 1
4 Интерактивная доска  «Умный мел» 1
5 DVD -проигрыватель 1
6 Интерактивный комплекс «Умный мел» 1

 

Дополнительные средства дизайна

№ п/п                    Наименование дополнительных средств  дизайна Кол-во
1 Магнитная доска 1
2 Цветы в горшках 2
3 Мольберт 1
4 Прозрачный мольберт 1

Перечень оборудования для коррекционной работы учителя-дефектолога:

Пособия для обследования интеллекта.

Дидактические пособия:

Пособия для обследования:

интеллекта
речи
слуха

Дидактические игры для развития памяти, внимания, мыслительной деятельности:

  1. Лото с шариками.
  2. Пирамидки из 4-8 колец, «почтовые» ящики.
  3. Кубики разного цвета и размера, счетный материал в пределах 10 (палочки, грибочки)
  4. Разрезные картинки разной конфигурации
  5. Набор матрешек, геометрических форм и предметов.
  6. Лото « живое – неживое», «бывает – не бывает».
  7. Игра «Найди отличия» (наборы картинок: самолет – птица, кукла – девочка).
  8. Наборы карточек на обобщающие темы.
  9. Наборы предметов, отличающиеся одним или несколькими признаками (цвет, форма, величина).
  1. Набор загадок в форме описания предметов, набор загадок с пропущенным словом.
  2. Набор сюжетных картинок, отличающихся одним или несколькими персонажами.
  3. Наборы картинок «четвертый лишний».
  4. Игра «Необычные цветы» (обобщение и классификация)
  5. Игра «Подбери и назови» (парные картинки)
  6. Игра «Узнай и назови» (словарный запас и обобщение)
  7. Игра «Детское лото» (обогащение словаря)
  8. Игра «Найди такую же» (парные картинки)
  9. Игра «Собери бусы» (соблюдение последовательности)
  10. Игра «Времена года»
  11. Игра «Назови общим словом» (обобщение)
  12. Игра-лото «Назови» (словарный запас)
  13. Игра «Игры с азбукой» (знакомство с буквами)
  14. Игра «Наши игры» (словарный запас)
  15. Игра «Подбери картинку» (словарный запас)
  16. Игра «Умные клеточки» (внимание)

Пособия для коррекционной  работы:

  1. Развитие связной речи:

наборы сюжетных картинок и серии сюжетных картинок для составления рассказов разной сложности,

тексты для пересказа, тексты для составления рассказов);

  1. Развитие лексики (папки по лексическим темам);

Набор предметных картинок по разделу: «Ознакомление с окружающим миром»:

— обувь, одежда;

— посуда, игрушки;

— домашние птицы, зимующие и перелетные птицы;

— домашние животные, дикие животные наших лесов;

— овощи, фрукты;

— растительный мир: деревья, цветы;

— насекомые;

— профессии,

— транспорт;

— времена года;

— части тела человека;

—  мебель;

— дом и его части.

Дидактический материал по формированию связной речи:

— сюжетные картины

— серии сюжетных картин

— тематические картины

— магнитное полотно.

Дидактический материал для развития мелкой моторики:

  • пирамидки (3-6 составные)
  • матрешки
  • короб с цветными шарами
  • блоки Дьенеша
  • абак с шарами
  • абак с кубиками
  • шнуровки (фрукты, цифры, грибы, торт)
  • шнуровки («Игры в кармашке»)
  • деревянные паззлы
  • Рамки Монтессори
  • Доски Сегена
  • строительный материал (деревянный)
  • строительный материал (пластмассовый)
  • фрукты (разрезные, деревянные)
  • игры-головоломки («змейки» с геометрическими фигурами)
  • магнитная мозаика
  • доски-вкладыши с геометрическими фигурами
  • доски-вкладыши (животные, елочка, континенты)
  • орнаменты
  • кубики с картинками
  • кубики с геометрическими вкладышами
  • волшебная раскраска (рисование водой)
  • почтовый ящик
  • мозаика