Для осуществления образовательной деятельности с обучающимися (воспитанниками), в том числе и с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в
МДОАУ №8 используются различные средства обучения и воспитания.
Согласно п.26.ст.2 ФЗ от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», к средствам обучения и воспитания относятся приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и
инвентарь, инструменты (в т.ч. музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно — коммуникативные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные
средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.
Объекты МДОАУ №8, предназначенные для проведения практических занятий с обучающимися (воспитанниками), а также для разнообразной совместной и самостоятельной деятельности детей обеспечены средствами обучения и воспитания:

— игровым и учебным оборудованием — игрушками (сюжетные, дидактические, игрушки-забавы,
музыкальные, театрализованные)
— игровыми модулями («Кухня», «Парикмахерская»,
«Магазин» и др.)
— оборудование для опытно-экспериментальной
деятельности, дидактическим материалом (в том числе
раздаточным материалом)
— спортивным оборудованием и инвентарем — спортивные тренажеры, спортивный инвентарь: мячи,
скакалки, кегли, обручи, ленты, кольцебросы, скакалки и
др.
— учебно-наглядными пособиями — плакаты, карты настенные, фотографии, дидактические
картины, предметные картинки, календарь природы и пр.
— музыкальными инструментами — металлофоны, треугольники, трещотки, колокольчики и
др.
— техническими средствами обучения — техническими устройствами (магнитофоны, телевизоры,
проектор и др.)
— дидактическими средствами обучения (носители
информации):
⁻ звуковые: аудиозаписи музыкальных произведений, детские песни, аудиосказки
⁻ экранно-звуковые: мультфильмы, презентации и др.
— печатными — книги, энциклопедии и пр.

Средства обучения для работы с детьми-инвалидами подбирается в соответствии с особенностями развития конкретного ребенка (с учетом перечня основных категорий жизнедеятельности и степени их ограничения (в соответствии с ИПРА ребенка).

Примерный перечень дидактического материала и оборудования для детей-инвалидов

Перечень ограничений
основных категорий
жизнедеятельности (в
соответствии с ИПРА)
Примерный перечень дидактического материала и оборудования
способность к самообслуживанию — алгоритмы последовательности одевания/раздевания на прогулку (это могут быть карточки, схемы, фото),
— модуль для формирования навыков правильного обувания «Дружат — не
дружат» (может быть мобильный в виде плотных карточек, или стационарный – прикреплен на полу в группе/раздевалке)
— дидактические куклы с комплектом одежды по сезонам (в том числе бумажные плоскостные куклы),
— картинки с изображением детей (на прогулке — в одежде по сезонам; выполняющих различные трудовые действия – поливают цветы, кормят птиц, моют куклу и т.д.; выполняющих гигиенические процедуры – умываются, чистят зубы и т.д.),
— атрибуты для игрового упражнения «Чистим зубы» (зубная щетка и специальная многоразовая карточка),
— алгоритм мытья рук (в том числе серия картинок «Что сначала, что потом»),
— атрибуты для игр с куклой – полотенце, расческа, комплект постельного белья, набор посуды и др.,
— атрибуты на развитие мелкой моторики – застежки-липучки, шнуровки, застежки с пуговицами, тренажер «Непослушные застежки» и др.
способность к передвижению — спортивный инвентарь – мячи, ленты (шнуры), «кочки» (обручи малого диаметра), дуги для подлезания,
— Су Джок массажер, массажные коврики
— бизиборд,
— атрибуты для подвижных игр (маски),
— стол (ящик с крышкой) для игр с песком, водой и др
способность к ориентации — иллюстрации с изображением разных времен года, частей суток,
— иллюстрации с изображением людей разного возраста (в том числе альбом с фотографиями ребенка в разном возрасте) и разного пола,
— звуковые коробочки с разными наполнителями,
— разрезные картинки, парные картинки,
— атрибуты для игр «Далеко-близко», «Подберем куклам одежду», «Где мяч?» и др.
способность к общению — куклы перчаточные, пальчиковые,
— детские музыкальные инструменты и/или шумовые инструменты (шумовые коробочки с разными наполнителями),
— иллюстрации с изображением разных эмоциональных состояний,
— сюжетные картинки и др.
способность к
обучению
— дидактические игры различного содержания (в том числе интерактивные
дидактические игры),
— блоки Дьенеша,
— детская познавательная литература,
— атрибуты для продуктивной творческой деятельности (цветные карандаши, краски, пластилин и др.),
— различные виды конструкторов,
— наглядный материал (плакаты, картинки) и др.
способность к
трудовой деятельности
— картинки с изображением людей, выполняющих разные трудовые
действия (повар варит, врач осматривает пациента, водитель едет на машине и т.д.)
— атрибуты для организации дежурства – фартуки, колпаки, тряпочки и т.д.,
— алгоритмы выполнения трудовых поручений (последовательность
действий при накрывании на стол, при уходе за комнатными растениями и
др.)
способность к
контролю за своим
поведением
— куклы перчаточные, пальчиковые,
— стол (ящик с крышкой) для игр с песком/водой,
— иллюстрации с изображением разных эмоциональных состояний,  сюжетные картинки (по принципу «хорошо»-«плохо»),
— наглядный и познавательный материал «Азбука безопасности» (по направлениям: природа и безопасность, безопасность в помещении, безопасность в общении, безопасность на улице),
— оборудование для психолого-педагогической разгрузки: коврик злости,
подушка-«плакушка», коробка «Примирения» и др.

При использовании различных средств обучения педагоги учитывают следующие требования:
— учет возрастных и психологических особенностей детей;
— гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
— учет дидактических целей;
— приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Выбор средств обучения зависит от:
— возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
— типа и структуры занятия;
— количества детей;
— интереса детей;
— конкретных образовательных задач;
— особенностей личности педагога, его квалификации.